NPC (от англ. Non-Player Character) — «неиграбельный» персонаж в настольных ролевых и компьютерных играх, управляемый программой или гейм-мастером. В России для его обозначения часто используют аббревиатуры НИП или НПС.
NPC приобрели популярность в 70-х годах прошлого века после появления настолки Dungeon & Dragons, так как позволяли мастерам эффективно взаимодействовать с героями. Разработчики видеоигр позаимствовали идею NPC, чтобы двигать сюжет в нужном направлении, сообщать важную информацию о виртуальном мире и предлагать различные товары.
NPC могут быть дружественными, нейтральными или враждебными. В зависимости от прописанной модели поведения они дают задания, помогают в бою, покупают лишнее из инвентаря, ремонтируют экипировку персонажа или же подстраивают ему всяческие козни. В массе своей NPC — обыкновенное пушечное мясо, которым разработчики не дорожат. Например, едва капрал Джонсон из ужастика Dead Space информирует вас о повреждениях корабля Исимура, его тут же зверски убивает некроморф. Таких смертей ни в чем не повинных персонажей миллионы. Например, в шутерах вроде Call of Duty или Medal of Honor бравые солдаты подкрепления оказываются на экране только затем, чтобы крикнуть «граната!» и бесславно умереть.