Мнение: как игры предсказали новую холодную войну

![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Возврат противостояния между Россией и США был предсказан во многих играх прошлого десятилетия, в том числе и в Call of Duty. Как это произошло?
В видеоиграх 2000-х годов много раз повторялся сюжет о том, что Россия в ближайшем будущем вернется к имперской модели и вражде с США. Вот несколько примеров.
Call of Duty 4: Modern Warfare (2007): в России к власти рвутся ультранационалисты, США пытаются их остановить, но, несмотря на смерть своего лидера Имрана Закаева, ультранационалисты все-таки приходят к власти.
Call of Duty: Modern Warfare 2 (2009) и Modern Warfare 3 (2011): отношения между США и Россией предсказуемо ухудшаются, но и среди ультранационалистов происходит раскол. Самая радикальная часть хочет пойти дальше и развязать между США и Россией войну. Им это удается.
Tom Clancy's Ghost Recon: Future Soldier (2012): власть в России пытаются захватить ультранационалисты, США вместе с законным правительством России пытаются их остановить.
Ace Combat: Assault Horizon (2011): в России «хорошее» (с точки зрения США) правительство, российские войска совместно с американскими участвуют в миротворческих миссиях. В том числе против русских националистов. В какой-то момент российские миротворцы переходят на сторону националистов и американцы помогают правительству России подавить мятеж.
В 2007-м сюжет Modern Warfare казался нам безумной фантазией калифорнийских разработчиков. Какие националисты, какая империя, какая война? Чем они там обкурились? В 2014-м мы оказались в состоянии информационной войны с Украиной, под санкциями, в начале новой холодной войны с Америкой.
Стало окончательно ясно, что, несмотря на видимость улучшения отношений с США в последние двадцать лет, в целом стратегия американцев не изменилась: окружить Россию врагами, ослабить и подчинить, превратить в еще одну Польшу или Румынию. С точки зрения американцев это правильно: врага надо добивать. Но нам это не оставляет иного выбора, кроме сопротивления. Возвращение империи — это вопрос не амбиций, а выживания. Для войны, пусть даже холодной, нужны ресурсы.
Россию на Западе часто обвиняют в дестабилизации обстановки на Украине и оказании военной помощи ополченцам в Донецкой и Луганской областях. Насколько им помогает Россия, толком непонятно, но помогает явно недостаточно. Победа Украины над непризнанной Новороссией обернется психологическим поражением для нас (и, возможно, войной за Крым). А любое поражение такого масштаба, как правило, приводит к росту недовольства внутри страны и приходу к власти более радикальных, «патриотических» сил. Или же сама нынешняя власть под давлением небывало жестких экономических и политических санкций вынуждена будет пойти на более решительные шаги и превратиться в тех самых «ультранационалистов», которых так живописно изображали в играх.
Как получилось, что в играх оказались столь явные параллели с реальностью? Американцы знают нас лучше нас самих? Нет, они просто знают собственные планы в отношении нас. Вопрос в том, как эти идеи попали в игры. Я не люблю теории заговора и поначалу подумал, что игровые сценаристы слишком много читали Тома Клэнси, а тот в свою очередь слишком много читал журналы Foreign Policy и Foreign Affairs. Но после изучения вопроса оказалось, что многие части Call of Duty действительно создаются при участии военно-политической элиты США. Информации обо всех консультантах всех перечисленных игр в свободном доступе нет, но кое-что нашлась.
Оливер Норт, консультант Call of Duty: Black Ops 2. Бывший офицер морской пехоты и бывший замдиректора Совета национальной безопасности США по военно-политическим вопросам. Один из организаторов операции «Иран-контрас». Не понаслышке знаком с Панамой и ее бывшим диктатором Мануэлем Норьегой (Панама и Норьега фигурировали в Black Ops 2). Подозревался сенатской комиссией Джона Керри в покровительстве наркотрафику из Центральной Америки с целью финансирования контрас. Республиканец, завсегдатай Fox News. Год назад заявил, что российские спецслужбы в конце концов убьют Сноудена и обвинят в этом США. Свежая цитата: «Путин пытается воссоздать Российскую империю».
Стивен Гаан, автор сценария Call of Duty: Ghosts. Профессиональный сценарист и режиссер. К спецслужбам отношения не имеет, но многое знает из первых рук. В 2005 году Гаан снял фильм «Сириана» по книгам бывшего оперативника ЦРУ Роберта Бэра (в фильме его героя играет Джордж Клуни). Бэр много лет работал на Ближнем Востоке, а в 90-е пытался даже организовать в Ираке заговор с целью свержения Саддама Хуссейна. Ради фильма Бэр два месяца возил Гаана по Ближнему Востоку и знакомил со своими контактами. В Ливане был даже случай, когда Гаану завязали глаза и повезли на встречу с одним из шейхов «Хезболлы». О Роберте Бэре Гаан говорит так: «Больше всего меня поразило, насколько он грустный. Бэр знает, как этот мир устроен на самом деле».
Питер Сингер, консультант Call of Duty: Black Ops 2. Директор Центра безопасности и разведки в XXI веке в Брукингском институте. Этот институт — один из главных аналитических центров Вашингтона, возглавляет его Строуб Тэлбот, бывший заместитель госсекретаря США. Брукингский институт участвовал в создании ООН, Агентства по международному развитию (USAID), разработке плана Маршалла.
Два года назад Питер Сингер в интервью Foreign Policy говорил: «Политические и технологические тренды, обозначенные в Call of Duty, не просто вероятны — они уже формируют будущее. Существует бесконечное количество вариантов будущего и, хотя мы не можем предсказать его точно, мы знаем ключевые, формирующие факторы. Жюль Верн предсказал, если не все, то многое, вплоть до подлодок, небоскребов и интернета».
♥ Мне нравится 6 |
Всего комментариев: 0 | |