Ни в одной стране мира так не любят гигантских боевых роботов, как в Японии. Неудивительно, что трансформеры появились именно в Стране восходящего солнца. Свой путь они начали на производственных линиях небольшой фирмыTakara. Поначалу здесь выпускались две линейки игрушечных роботов, которые умели менять форму. В 1983 году ими заинтересовался крупнейший американский производитель игрушек — компания Hasbro. Она решила выпустить игрушечных роботов и в США, но в несколько переработанном виде.
Hasbro слила две линейки в одну и дала ей название — Transformers. Каждый из роботов получил имя и биографию. Ее разработал вместе с несколькими коллегами известный сценарист комиксов Джим Шутер, занимавший в то время пост главного редактора издательства Marvel Comics. Это же издательство подготовило к выходу игрушек в продажу серию комиксов The Transformers, а на телеэкранах тем временем стартовал одноименный мультсериал.
Комиксы и сериал повествовали о жарком конфликте между двумя фракциями разумных роботов: благородных автоботов и злобных десептиконов. Миллионы лет они воевали за свою планету Киберторон. В конце концов трансформеры практически исчерпали ее ресурсы, и им пришлось искать новый дом. Так они оказались на Земле, где продолжили выяснять отношения.
Главная отличительная особенность трансформеров заключается в умении менять облик и превращаться во всевозможные виды техники, оружия и даже животных. При этом подчас вместе с формой они изменяют и размер. Каждому обычному трансформеру доступны только два режима. В первом он похож на робота, альтернативные же формы могут быть самыми причудливыми — вплоть до мифологических чудовищ и городов. Есть также особенные роботы, которые могут принимать до шести различных форм. Некоторые трансформеры умеют соединяться с товарищами, образуя вместе нового гигантского робота.
Трансформеры во всех ипостасях — игрушечной, мультипликационной и комиксовой — снискали изрядную популярность. Это позволило Hasbro и партнерам компании превратить трансформеров в масштабную мультимедийную франшизу. На сегодняшний день она насчитывает почти два десятка мультсериалов, пару полнометражных мультфильмов и три голливудских экранизации, а уж количество серий комиксов и линеек игрушек с трудом поддается исчислению. Причем Hasbro и партнеры не особенно стараются уложить все истории про трансформеров в единый канон. Между различными сюжетами зачастую существует чисто номинальная связь, а иногда она и вовсе отсутствует.
В видеоиграх трансформеры дебютировали в 1986 году, когда на компьютерах Sinclair Spectrum и Commodore 64 вышел платформер с незамысловатым названием The Transformers. С тех пор игры о приключениях пришельцев с Кибертрона выходили с завидной регулярностью. Чаще всего их релизы были приурочены к выходу очередного мультсериала или премьерам киноэкранизаций. Как и львиная доля игр по популярным лицензиям, в большинстве своем это были весьма посредственные поделки, рассчитанные исключительно на самых преданных поклонников первоисточника.
Ситуация изменилась, когда разработку игр про трансформеров доверили студии High Moon. Первым делом разработчики создали самостоятельную и очень неплохую игру Трансформеры: Битва за Кибертрон. Она не была привязана к какому-либо фильму или мультсериалу и рассказывала о гражданской войне, разорившей Кибертрон. У High Moon Studios получилась практически идеальная игра про трансформеров — с экшеном, эпическим размахом, множеством героев и массой отсылок к оригинальному мультсериалу. Сиквел этой игры, который носит название Transformers: Fall of Cybertron, вышел 24 августа 2012 года.