Контрольная точка (от англ. checkpoint) — условное место в игре, когда программа осуществляет автоматическое сохранение ваших достижений и загружает следующую порцию виртуальных забав. В случае гибели героя, прохождение возобновляется именно с последнего «чекпойнта». При достижении контрольной точки запоминается не только местоположение героя, но и другие параметры, например, запас боеприпасов и здоровья. Противника, убитые после прохождения чекпойнта, чудесным образом воскресают.
Этот метод сохранения был популярен в первую очередь на консолях, использовавших небольшие по объему карты памяти и подобные им запоминающие устройства. Поскольку не требовалась запись и восстановление состояния всей игры, информации для сохранения накапливалось немного. Сегодня, когда проблемы с местом для сохранения решены, контрольные точки по-прежнему актуальны. Однако, в зависимости от разработчиков, может быть доступно сохранение и вне чекпойнтов.
Контрольные точки используются в играх практически всех жанров. Наибольшее распространение они получили в экшенах, но не брезгуют ими даже в автосимуляторах. Впрочем, в гонках чекпойнты имеют несколько другую функцию: миновав контрольную точку, вы получаете дополнительное время для поездки к следующей. Во многих играх, например, Enslaved: Odyssey to the West и Borderlands контрольные точки имеют конкретное графическое отображение — зеленый «бриллиант». Этот объект претендует на то, чтобы стать общепризнанным символом чекпойнта.