За годы эволюции у жанра появилось много ответвлений: сегодня существуют глобальные, пошаговые, стратегии в реальном времени, экономические стратегии — так называемые менеджеры, посвященные самым разным сферам. Особняком стоят варгеймы и стратегии типа «защита башни». На стыке стратегического и ролевого жанров находится крайне популярная сегодня DotA и ей подобные игры, вродеLeague of Legends.
Раньше особой популярностью пользовались стратегии в реальном времени (RTS) — этот поджар фактически основа в 1992 году Dune 2 студии Westwood. Позже эти разработчики подарили миру ставшую очень успешной сериюCommand & Conquer. Именно на поприще RTS снискала громкую славу и компания Blizzard со своей серией WarCraft, а затем и StarCraft. Вторая часть StarСraft повторила успех предшественницы, к тому же стала новой официальной киберспортивной дисциплиной. Среди глобальных пошаговых стратегий особое место занимает сериал Total War британской студии The Creative Assembly, в котором есть и масштабные баталии в реальном времени. Благодаря англичанам игроки могут наглядно изучать историю Древнего Рима, средневековой Европы и Японии, а также Европы Нового времени.
Стратегии — один из главных козырей персональных компьютеров как игровой платформы. Однако сегодня этот жанр оказался, что называется, в подвешенном состоянии. Хорошо продаются лишь упомянутые игры Blizzard, The Creative Assembly да проекты типа DotA. Другим, некогда великим сериям, приходится завоевывать место под солнцем в новом формате, например, Command & Conquer станет браузерной онлайн-стратегией. Это случилось и со знаменитой Civilization: она превратилась в игру для социальных сетей. Некоторые аналитики предсказывают стратегиям ренессанс на планшетах типа iPad, ведь сенсорный экран как нельзя лучше подходит для управления войсками или городами.