Как известно, почти все многопользовательские игры построены на общении. И вполне логично, что их события разворачиваются в больших открытых мирах, где игроки свободны делать практически все, что угодно, и перемещаться туда, куда им приспичит. Но есть ситуации, когда подобная свобода начинает идти во вред. Например, вы хотите создать некое крутое сюжетное приключение. Его достаточно сложно сделать для неопределенного количества игроков, которые будут «воровать» друг у друга монстров, драться (если это позволено игрой) и творить прочие непотребства. А вот если загнать игроков в «клетку» со строго прописанными правилами — то будет уже совсем другое дело!
Именно для этой цели и были придуманы инстансы — отдельные локации, которые создаются строго для определенной группы игроков. Простейший пример — инстансы из World of Warcraft, одно из самых популярных развлечений среди местных игроков. Правила просты — заранее собранная группа из пяти игроков отправляется в специальную локацию, где сражается с монстрами и боссами, выполняет разные задания, а также весело и азартно ссорится из-за раздобытых вещей. Развитие инстансов — высокоуровневые рейды на 10 и 25 человек (а на заре World of Warcraft были и рейды на 40 игроков).
Популярное заблуждение — инстанс является тем же самым, что и подземелье. На самом деле, это не так: инстанс — это просто локация, доступная лишь определенным игрокам. Действие в ней запросто может происходить под открытым небом или даже на осколке суши, подвешенном где-то в воздухе. Хотя, конечно, подземелье — популярное место для приключений в большинстве онлайн-игр.
Инстансы не являются исключительно приключением для группы игроков. Они используются и для организации мордобоя — речь идет о полях боя, на которых две команды определенной численности сражаются по строгим правилам. Существуют игры, мир которых почти целиком построен из инстансов. Например, Dragon Nest — в ней общение происходит исключительно в городах, а все зоны между ними являются инстансами, куда можно отправиться в одиночку или собрав заранее группу.
Кроме того, в последнее время инстансы используются и для того, чтобы рассказать сюжет (например, в Star Wars: The Old Republic и Guild Wars 2) — время от времени игрок попадает в локации, созданные только для него самого и, по сути, некоторое время играет в обычную сюжетную ролевую игру.