Джеспер Кид — Музыкант с большой буквы: композициями, которые он пишет, заслушиваются не только игроки, но и обычные люди. В своих работах он умело переплетает современную электронику с симфоническими произведениями, помогая слушателям лучше вжиться в атмосферу разворачивающегося на экране спектакля. Чтобы добиться наилучшего результата, тридцатипятилетний композитор тщательно изучает всю имеющуюся информацию об игре, включая сценарий, скриншоты и видеоролики. В этом и состоит его отличие от большинства коллег, пишущих "по наитию" — Джеспер всерьез считает, что без подробного знакомства с предметом по-настоящему интересные вещи создать невозможно.
Кид родился в датском городе Хорсхольм в 1972-м году и заниматься музыкой начал уже с раннего детства. Сперва он играл на фортепьяно, потом на гитаре, постепенно изучил нотную грамоту и построение композиций, а на десерт взял несколько уроков хорового пения. С самого начала его больше интересовало сочинение собственных произведений, нежели воспроизведение чужих. К четырнадцати годам этот интерес стал еще сильнее — в доме появился персональный компьютер Commodore 64, который имел несложный, но вполне достаточный инструментарий для творчества.
Несколькими годами позже на смену классическому "Коммодору" пришла более совершенная платформа — Amiga, имевшая гораздо больше возможностей по части обработки звука. В то время популярность набирала так называемая "демосцена" — движение, объединявшее художников и музыкантов по всему миру. Энтузиасты различных возрастов и национальностей организовывали целые группы и создавали демонстрационные ролики исключительно в целях самореализации. Поначалу Джеспер писал треки для других, а некоторое время спустя на пару со своим приятелем Микаэлем Балле организовал собственную команду — Silents ("Тихие").
Участие в демосцене дало желание развиваться дальше. Сочтя, что полученного опыта уже достаточно, Кид покинул группу и решил профессионально заняться карьерой игрового композитора. Он и несколько его приятелей — таких же талантливых и целеустремленных юношей — объединились в независимую студию Zyrinx. Их первой работой стал космический экшен Subterrania для платформы Sega Genesis, вышедший в 1994-м году. Несмотря на то, что это был всего лишь дебют, игра получила определенную популярность, а ее саундтрек заслужил положительные отзывы рецензентов.
Заработав с продажи немного денег, Джеспер и компания перебрались в Бостон. Там Кид успел сочинить музыку еще для двух игр, вышедших под маркой Zyrinx — патриотическому экшену RedZone, в котором одинокий пилот вертолета противостоял войскам сумасшедшего тирана Ивана Ретовица, и гоночному симулятору Scorcher. Параллельно он писал саундтреки для сторонних проектов — Amok и The Adventures of Batman and Robin, но это продолжалось недолго. Издатель, приютивший датчан, — давно позабытая частная лавочка с вызывающим названием Scavenger ("Падальщик") — обанкротился, и студия распалась. Друзья Джеспера вернулись в Данию и организовали собственную фирму. Сам же Кид остался в США, переехав в Нью-Йорк и открыв там звукозаписывающую компанию Nano Studios.
Благодаря старым связям, появившимся во время работы в Бостоне, он нашел себе несколько заказов, однако основной расчет делал на сотрудничество с бывшими коллегами. Настоящая популярность пришла к Киду именно от них: в 2000-м году тогда еще малоизвестная датская студия IO Interactive выпустила первый симулятор убийцы — Hitman: Codename 47. В музыке, сопровождавшей нелегкое путешествие главного героя, смешивались этнические напевы и современные мелодии, что сразу же привлекло внимание как игроков, так и критиков по всему миру. Вслед за "звездным" саундтреком последовал еще один, более масштабный — над звуковой дорожкой ко второй части Hitman помимо самого Кида работало больше сотни музыкантов Будапештского Симфонического Оркестра.
Для своей следующей работы — героического экшена Freedom Fighters — он пригласил хор Венгерского радио. Их совместная работа подарила Джесперу звание одного из выдающихся композиторов индустрии электронных развлечений. Ежемесячное издание о кино и музыке "Фильм Скор" назвало его "Вангелисом на стероидах", на церемонии награждения, проводимой журналом "Биллборд", звуковая дорожка к Freedom Fighters номинировалась в категории "Лучший саундтрек", а некоммерческая организация Game Audio Guild Awards выставила две композиции из нее к награде за лучший вокал.
В число работ Кида входят саундтреки для различных видеоигр: Robotech: Invasion, Tom Clancy's Splinter Cell: Chaos Theory, MDK 2 и многих других. Его творения неоднократно заслуживали внимание организаторов церемоний награждения, включая Британскую Академию Теле и Кино Искусства, а каждое уважающее себя издание в своих статьях отдельно отмечало парой теплых слов музыку талантливого композитора. В настоящее время Кид живет в Лос-Анджелесе и по-прежнему занимается сочинительством.
Работа над одной игрой занимает у него от двух месяцев до полугода, в зависимости от количества треков и наличия живых записей. Кид считает, что современная индустрия игр слишком сильно цепляется за популярные мелодии, стараясь угодить покупателям. Свои же работы он старается делать максимально оригинальными, чтобы и через несколько лет они не выглядели устаревшими. Время, по его мнению, — самое серьезное испытание, пройти которое могут лишь настоящие таланты.
Личный сайт:
Основные проекты:
- The Club (2007, композитор)
- Assassin's Creed (2007, композитор)
- Unreal Tournament 3 (2007, композитор)
- Hitman: Blood Money (2006, композитор)
- Tom Clancy's Splinter Cell: Chaos Theory (2005, композитор)
- Hitman: Contracts (2004, композитор)
- Hitman 2: Silent Assassin (2002, композитор)
- Hitman: Codename 47 (2000, композитор)
- MDK 2 (2000, композитор)
- Messiah (2000, композитор)